красивый узор

–ј«ƒ≈Ћ: ѕ–ќ‘ћ»Ќ»ћ”ћ

— 1 сент€бр€ 2023 года во всех ќќ с 6 класса вводитс€ едина€ модель профориентационной де€тельности.

 ћинистерством просвещени€ –оссийской ‘едерации разработана ≈дина€ модель профориентации (продолжаетс€ создание единого образовательного пространства –оссийской школы). ¬ ее основу заложен профориентационный минимум дл€ школьников 6Ц11-х классов, включа€ детей с ќ¬« и инвалидностью.

ѕрофминимум включает три уровн€ на выбор образовательной организации:
ќписание: ⃣ базовый (не менее 40 часов в учебный год),
ќписание: ⃣ основной (не менее 60 часов в учебный год),
ќписание: ⃣ продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

  аждый уровень профминимума реализуетс€ по семи ключевым направлени€м:

ќписание: ⃣ профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

ќписание: ⃣ урочна€ де€тельность, котора€ включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, хими€, математика, технологи€), разработанных ‘ондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивани€ уроков;

ќписание: ⃣ внеурочна€ де€тельность, предусматривающа€ один час в неделю на проведение профориентационных меропри€тий (онлайн-диагностика, уроки, проектна€ де€тельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков ЂЎоу профессийї, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

ќписание: ⃣ воспитательна€ работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, €рмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представител€ми разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству Ђјбилимпиксї, Ђѕрофессионалыї и „емпионат высоких технологий);

ќписание: ⃣ дополнительное образование (посещение зан€тий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

ќписание: ⃣ профобучение (обучение по программам подготовки по професси€м рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

ќписание: ⃣ взаимодействие с родител€ми или законными представител€ми (проведение не менее двух собраний с представител€ми разных профессий).

 ќдин из ключевых профориентационных проектов Ц федеральный проект ЂЅилет в будущееї (обучающиес€ проход€т региональные профориентационные пробы).
 –екомендации по введению ѕрофориентационного минимума можно найти в ѕисьме ћинпросвещени€ от 1 июн€ 2023 года N јЅ-2324/05 Ђќ внедрении ≈диной модели профессиональной ориентацииї

÷ели и задачи ѕрофориентационного минимума

÷ель Ц выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихс€, котора€ реализуетс€ в образовательной, воспитательной и иных видах де€тельности.

«адачи:

  • –азвитие нормативно-правового обеспечени€ профориентационной де€тельности в образовательных организаци€х;
  • –азработка           научно-обоснованного          содержательного                              наполнени€ профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
  • —истематизаци€ и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихс€;
  • ѕодготовка программ повышени€ квалификации дл€ специалистов, осуществл€ющих профориентационную де€тельность в образовательных организаци€х;
  • ¬ключение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образовани€, компаний Ч работодателей, центров зан€тости населени€, родительского сообщества;
  • ¬ключение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихс€ Угруппы рискаФ: обучающихс€ с прогнозируемыми затруднени€ми трудоустройства.

÷елева€ аудитори€ Ц обучающиес€ 6Ц11 классов общеобразовательных организаций, включа€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образовани€, работодатели региона.

—одержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. ¬се виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, меропри€ти€ в рамках партнерского формата с работодател€ми, профессиональными образовательными организаци€ми, образовательными организаци€ми высшего образовани€, профессиональные пробы на базе ѕлатформы и на базе ѕлощадки, статьи и семейные тесты дл€ родителей) разрабатываютс€ с учетом возрастных особенностей обучающихс€ и ориентированы на разные возрастные группы.

ќтдельна€ спецификаци€ Ц дл€ групп с ќ¬« с разными нозологи€ми по возрастам.

ѕрофориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной де€тельности в школе:

  • Ѕазовый уровень (–екомендованна€ учебна€ нагрузка Ц не менее 40 часов в год);
  • ќсновной уровень (не менее 60 часов);
  • ѕродвинутый уровень (не менее 80 часов).

ќбразовательна€ организаци€ самосто€тельно выбирает уровень реализации программ ѕрофориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развити€ и возможностей.  онтент дл€ наполнени€ каждого из уровней предусмотрен ѕроектом профессиональной ориентации обучающихс€ ЂЅилет в будущееї

ѕрофориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

”–ќ„Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№.

¬ключает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, хими€, математика и т.д.), где рассматриваетс€ значимость учебного предмета в профессиональной де€тельности. Ќе предполагает проведение дополнительных уроков, проводитс€ в рамках учебного плана. –екомендуютс€ дл€ использовани€ разработки в рамках  »  Ц Ђ онструктор будущегої7 или другие программы. ѕрофориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета Ђ“ехнологи€ї (в части изучени€ отрасле экономики и создани€ материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

¬Ќ≈”–ќ„Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

¬ключает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную де€тельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстраци€ выпусков открытых онлайн-уроков ЂЎоу профессийї), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

»спользуемые материалы:

  1. ѕримерна€ рабоча€ программа курса внеурочной де€тельности ЂЅилет в будущееї, разработанна€ ‘ондом гуманитарных проектов;
  2. ѕримерна€ рабоча€ программа курса внеурочной де€тельности Ђѕрофориентаци€ї, разработанна€ »—–ќ –јќ;
  3. ќнлайн-уроки ЂЎоу профессийї

¬ќ—ѕ»“ј“≈Ћ№Ќјя –јЅќ“ј

¬ключает:

  1. Ёкскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организаци€х —ѕќ и ¬ќ, посещение профориентационной выставки ЂЋаборатори€ будущегої и других, посещение профессиональных проб, выставок, €рмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организаци€х —ѕќ и ¬ќ, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представител€ми разных профессий и др.
  2.  онкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках –оссийского движени€ школьников, ёнармии, реализации проекта Ђ–осси€ Ц страна возможностейї, чемпионатов Ђјбилимпиксї, Ђѕрофессионалыї и др.)

ћожет быть реализована через включение во внеурочную де€тельность и €вл€етс€ инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ≈ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈

¬ыбор и посещение зан€тий в рамках дополнительного образовани€ с учетом склонностей и образовательных потребностей.

ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ≈ ќЅ”„≈Ќ»≈

¬ыбор и обучение по программам профессионального обучени€.

ѕрофессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе дл€ работы с конкретным оборудованием, технологи€ми, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разр€дов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменени€ уровн€ образовани€.

ѕрофессиональное обучение реализуетс€ в организаци€х, осуществл€ющих образовательную де€тельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразовани€.

¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»≈ — –ќƒ»“≈Ћяћ» («ј ќЌЌџћ» ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћяћ»)

¬ рамках взаимодействи€ с родител€ми (законными представител€ми) проводитс€ информационное сопровождение родителей обучающихс€, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределени€ ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представител€ми разных профессий.

ѕ–ќ‘»Ћ№Ќџ≈ ѕ–≈ƒѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќџ≈  Ћј——џ

¬ключает в себ€ все описанные выше форматы работы и €вл€етс€ комплексом меропри€тий из шести форм.

ѕредусматривает заключение партнерского соглашени€ с профессиональными образовательными организаци€ми (например, в формате учебно-производственного комплекса), организаци€ми высшего образовани€, компани€ми работодател€ми.

ќбразовательна€ организаци€ самосто€тельно выбирает под запрос экономики профильность обучени€ в классе. Ёто могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.